Главная » Статьи » Учебно-научные

Баёв А.С.Флот - основа компании

Надпись: ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
« СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ПАРОХОДСТВО »
JOINT-STOCK NORTH-WESTERN 
SHIPPING COMPANY
                                                                 

 

 

 

 

 

Флот – основа компании

 

А.С. Баев

Заместитель генерального директора - технический директор  ОАО «Северо-Западное пароходство», доктор технических наук, профессор

 

 

30 января 2003 года знаменательная дата для ОАО «Северо-Западное пароходство». В этот день 80 лет назад Постановлением Совета Труда и Обороны было образовано Северо-Западное Государственное речное пароходство.

История  становления  пароходства неразрывно связана с развитием  судостроения  в России и в её  Северо-западном регионе, в частности.

База  водных перевозок в Северо-западном  регионе страны была заложена еще императором Петром 1.

После  основания  в устье реки Невы  Санкт-Петербурга и утверждения  России  на берегах Балтики  освоение водного пути от Балтийского моря к центральным районам страны стало делом  государственным.

Первое российское торговое парусное судно "Святой Павел" было построено летом 1693 года в Архангельске. В Санкт-Петербурге  летом 1815 года на механическом заводе  Ч.Берда был построен первый  пароход "Елизавета", что позволило осенью того же года открыть регулярное пароходное сообщение между Петербургом и Кронштадтом.  Заметным событием в развитии судоходства на Неве явилось создание Б.С. Якоби  в 1833 году большого баркаса с гребными колесами - прообраза современных электроходов. Эти достижения  дали толчок к масштабному  строительству  судов  и образованию судоходных компаний.  К концу  первой половины  19 века  были учреждены "Невское пароходство", "Пароходство между Шлиссельбургом и Петербургом", товарищество "Волго-Невское буксирное пароходство" и товарищество на паях "Свирское пароходство". Постепенно число судовладельцев росло   и в предвоенном 1913 году в Северо-западном бассейне России  их насчитывалось уже более 250.

Национализированный после революции  флот Северо-запада страны стал основой создания в 1923 году  государственного предприятия  Северо-западное речное пароходство. В навигацию 1923 года пароходству принадлежало около 500 судов: 412 буксиров, 76 товарно-пассажирских судов и 12 служебных.

В предвоенный период  флот пароходства обновляется, создаются портовые и судоремонтно-судостроительные мощности.

Во время  Великой Отечественной  многие суда пароходства непосредственно участвовали в боевых операциях, а также в грузовых и пассажирских перевозках через Ладожское озеро. За три военных навигации  на судах пароходства перевезено свыше двух миллионов тонн грузов и  более одного миллиона человек.

В послевоенный период  рубежными является  60-е годы – годы открытия  судоходства по Волго-Балтийского водному пути  и  пополнения флота пароходства принципиально новым типом судов класса  «река-море». Последнее обстоятельство позволило расширить сферу деятельности  пароходства с внутренней речной системы России до бассейнов Балтийского, Северного, Белого, Баренцевого, Каспийского, Черного и Средиземного морей и организовать перевозки грузов в экспортно-импортном направлении. Первыми судами, совершившими рейсы по Волго-Балтийскому водному пути, были теплоходы  "Профессор Киричев", перевозивший из Кандалакши железорудный концентрат Череповецкому металлургическому комбинату, "Волго-Балт-7" и "Волго-Балт-10", выполнявшие рейсы по доставке угля из Череповца на Кандалакшу. Первым судном Северо-западного речного пароходства, совершившим доставку груза в загрансообщении был теплоход "Балтийский-8".

Новый тип судов позволил пароходству не только расширить «географию» перевозок, но и перейти в конце 60-х годов на массовое использование  флота  в межнавигационный период, т.е. на круглогодичную эксплуатацию судов.

70-е и 80-е годы – годы бурного развития пароходства на базе современных судов смешанного плавания. Именно в эти годы были введены в эксплуатацию суда смешанного плавания грузоподъемностью от 2000 до 5000 т (типа «Ладога», «Амур», «Волго-Балт», «Сибирский», «Балтийский», «Волга») и сформировался основной состав грузового флота пароходства.

В середине  90-х годов  флот пароходства пополнился судами повышенной мореходности класса LR*100A1 Ice class 1B*LVC, UVS (Английского Ллойда),  позволившими значительно расширить сферу деятельности  пароходства, которое с 1992 года имеет статус открытого акционерного общества (ОАО).

В настоящее время ОАО "Северо-Западное пароходство" - крупнейшая судоходная компания Северо-запада России.  Её флот насчитывает более 400 судов, в том числе около 300  единиц самоходного транспортного флота,  120 из которых  суда загранплавания класса "река-море". Флот компании осуществляет более 3500 судозаходов в 320 портах стран Европы, Азии и Африки.

Все суда компании соответствуют  требованиям международных конвенций и национальных правил. Однако,  поддержание указанного соответствия становится все сложнее, поскольку больше половины  судов компании  имеют возраст старше 20 лет, для которых требования к освидетельствованиям и страховым коммерческим рискам  перманентно ужесточаются.

 В связи с этим  в 2000 году  была разработана программа реновации флота холдинга.  Этой программой  предусматривается два направления  обновления флота: модернизация существующих судов и строительство нового флота.

 На первом этапе программа реновации флота  реализовалась в основном по пути модернизации судов.

Отправной точкой реализации второго направления реновации флота стало 26 января 2001 года, когда на ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» было заложено головное из серии 10 судов типа «Валдай» (пр. 01010), проект  которого был разработан ОАО «КБ «Вымпел».

Суда типа «Валдай»  - это универсальные суда смешанного плавания нового поколения.  По классификации Российского Морского Регистра Судоходства они относятся к самому высокому (первому) классу  судов таких типов и  могут осуществлять плавание в морских районах на волнении  с высотой волны 3-% -ной обеспеченности  8,5 м, с удалением  от  места убежища до 200 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища до 400 миль. Суда проекта 01010 предназначены для перевозки генеральных и навалочных грузов, а также  контейнеров.  Их  отличает повышенные грузоподъемность (до 4800 т) и контейнеровместимость (более 260 штук). Длина судна 128,2 м, ширина – 16,74 м, высота борта  - 6,1 м, осадка в реке/море -  3,6/4,2 м,  дедвейт в реке/море – 3670/5010 т, автономность -20 сут., скорость – 11 узл., экипаж – 10чел., мощность: главных двигателей – 2*1080 кВт; дизель-генераторов – 3*160 кВт.

Выбор такого типа судна  вызван, прежде всего, необходимостью расширения перевозок на Балтике и интересами удержания лидерских позиций пароходства в этом регионе. Правильность выбора подтверждается  спросом на суда такого класса как  со стороны отечественных (ОАО «Волжское пароходство «Волга-флот» приобрело проектную документацию), так и зарубежных судовладельцев (подписано соглашение о строительстве таких судов для Чехии в счет погашения государственного долга).

В настоящее время в различной стадии строительства находится  7 судов типа «Валдай».  В ноябре 2002 года первое судно будет передано дочерней структуре холдинга ОАО «Северо-Западный флот».

Между тем, судами типа «Валдай» программа реновации флота холдинга не исчерпывается.  В целях сохранения потенциала холдинга значительный объём судостроения направляется на обновление основного ядра флота – судов среднего класса, способных  обеспечивать  при полной загрузке сквозные «река-море» перевозки. Это позволит  компании заметно расширить  «географию» перевозок и органично вписаться в Европейскую сеть внутренних водных путей,  интегрированной частью которой стали внутренние водные пути Российской Федерации  после подписания 29 августа 2002 года Соглашения UNECE European Agreement on Main Inland Waterways of International Importance.

Принимая поздравления,  холдинговое транспортное  объединение ОАО «Северо-Западное пароходство» уверенно смотрит в будущее, рассматривая программу реновации флота как  новый этап  укрепления позиций компании  не только в России, но и в Европе.

Судостроение, 2003, № 1(746)

Категория: Учебно-научные | Добавил: BAS49 (30.06.2014) | Автор: Александр E
Просмотров: 725 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: